1 |
Холдинг "Связьинвест" |
за неэффективное расходование средств на ИТ
Подробнее
Результаты проекта
Одна из крупнейший российских ИТ-сделок - внедрение биллинговой системы Amdocs во всех дочерних предприятиях Связьинвеста - закончилась провалом. Контракт на общую сумму в $500 млн был заключен в 2004 году, однако в 2006 году вместо Amdocs предприятия "Связьинвеста" начали внедрять биллинг от российских производителей, а затем, в начале 2008 г., аудиторы из McKinsey рекомендовали "Связьинвесту" списать в качестве убытков уже потраченные на внедрение $60-90 млн.
|
|
5.7% |
2 |
Федеральное космическое агентство (РОСКОСМОС) |
за космический долгострой ГЛОНАСС
Подробнее
Результаты проекта
Проект российской системы глобальной навигации ГЛОНАСС стартовал четверть века назад – первый навигационный спутник был запущен в 1982 году. Система создавалась в интересах Минобороны, но не была завершена. В начале XXI века в России вернулись к идее создания ГЛОНАСС. Программа предусматривает развертывание орбитальной группировки из 24 космических аппаратов на круговых орбитах в трех орбитальных плоскостях по восемь аппаратов в каждой. При этом для полного покрытия всей территории России достаточно иметь на орбите 18 работающих навигационных спутников. В соответствии с поручением Президента РФ минимальная группировка из 18 спутников должна была быть развернута в 2007 году, а в 2010 году в соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Глобальная навигационная система» на орбиту должно быть выведено 24 спутника. Предполагалось, что с 2008 года использовать приемники ГЛОНАСС для повседневных целей можно будет наравне с GPS.
О начале продаж первого двухсистемного автомобильного навигационного приемника GPS/ГЛОНАСС под названием Glospace SGK-70 было объявлено 27 декабря 2007 года. Сообщалось, что «новинка пользуется огромным спросом» и поступившая в продажу партия очень быстро закончилась. По одной информации вся электроника в навигаторе - отечественная, а дисплей – корейский, по другой – устройство собрано практически полностью на основе зарубежных комплектующих в Корее. Кроме того, по словам производителей, первая партия навигаторов была распродана по убыточной цене (11 990 рублей). 29 декабря этот приемник, предназначенный для автомобилей, был продемонстрирован и передан Президенту РФ Владимиру Путину во время совещания с постоянными членами Совета безопасности РФ по вопросам внутренней и внешней политики. Патриарху Алексию спутниковый навигатор ГЛОНАСС подарил на Рождество руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
Между тем, планы формирования космической группировки были сорваны – к концу 2007 года в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС эксплуатировалось (использовалось по целевому назначению) лишь 13 космических аппаратов. Запуск 25 декабря 2007 года ракеты-носителя «Протон» с тремя спутниками на борту и ввод их в эксплуатацию в январе-феврале 2008 года позволил довести численность космической группировки до 16 аппаратов. Несмотря на то, что доступность навигации с использованием системы ГЛОНАСС на территории России увеличилась с 66% до 90% , а по всей территории Земли с 56% до 80%, - такое число аппаратов не способно обеспечить надежное определение координат и конкурировать с GPS. Для установления координат требуются три спутника, и, если один из них расположен низко над горизонтом, либо на пути его сигнала имеется препятствие – бетонная стена, гора и пр – координаты определить не представляется возможным. По этой причине необходимо иметь работающие «запасные» космические аппараты на разных орбитах и, таким образом, группировка должна насчитывать не менее 27–30 спутников. (GPS сегодня – это 29–30 аппаратов; столько же спутников планируется для «Галилео» и китайской «Бэйдоу»).
На заседании коллегии «Роскосмоса» в начале этого года первый вице-премьер Сергей Иванов отметил, что на российском рынке пока так и не появилась конкурентоспособная навигационная система, не обеспечена доступность услуг на всей территории России, не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры, а точностные характеристики не соответствуют современным требованиям. Также до сих пор отсутствует необходимая нормативно-правовая база в области создания и использования цифровых навигационных карт и навигационной деятельности в России вообще.
|
|
23.1% |
3 |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) |
за стойкость в отстаивании собственных интересов при соблюдении буквы закона/ГОСТЫ
Подробнее
Результаты проекта
Противостояние между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и Институтом развития свободы информации (ИРСИ) по поводу размещения ГОСТов в сети интернет началось 1 сентября 2005 года, когда в Федеральный суд Красногвардейского района Санкт-Петербурга было подано заявление об оспаривании бездействия Ростехрегулирования. По мнению ИРСИ, отсутствие на официальном сайте агентства в интернете текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов нарушало право граждан на доступ к государственным информационным ресурсам, предоставляемое Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации». В свою очередь, чиновники в агентстве считали, что тесты национальных стандартов и классификаторов могли быть извлечены из недр этой государственной организации только на возмездной основе с помощью подведомственной организации ФГУП «Стандартинформ», которая осуществляла продажу текстов стандартов на бумажных и электронных носителях.
В 2007 году это противостояние достигло своего апогея. К тому времени был вынесен ряд судебных решений в пользу, как одной, так и другой организации. В конце концов, Ростехрегулированию пришлось начать публикацию официальных текстов стандартов на своем сайте. Тем не менее, на сегодняшний день, доступ к информации по-прежнему крайне затруднен. Прежде всего, пользователям необходимо пройти обязательную регистрацию на сайте. Тексты ГОСТов представлены не в текстовом формате, а в виде постранично отсканированных изображений. Более того, эти изображения невозможно скопировать на пользовательский компьютер штатными средствами. На сайте представлены национальные стандарты и классификаторы, начиная с 2005 года – документы более ранних лет выпуска недоступны. Оперативность публикации информации также не на высоте: так, из 15 национальных стандартов, которые были приняты с начала 2008 года, полный текст опубликован лишь для одного документа.
|
|
6.3% |
4 |
ФГУП НТЦ "Атлас" |
за разработку оригинального способа борьбы с продажами алкогольной продукции/ЕГАИС
Подробнее
Результаты проекта
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), по замыслу ее создателей, предназначалась для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Задача разработки и внедрения ЕГАИС первоначально была возложена на ФГУП «Научно-технический центр "Атлас"», подведомственный ФСБ России. Разработка и внедрение системы проходили в соответствии с федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который вступил в силу с 1 июля 2006 года. С этого момента информация о каждой произведенной бутылке алкоголя, должна была с помощью системы ЕГАИС в электронном виде поступать в ФТС России и ФНС России. Однако из-за многочисленных технических сбоев в работе системы торговля во многих сетях оказалась почти парализованной, что сказалось как на рынке в целом, так и на доходах его участников. Согласно оценкам Счетной палаты РФ, только в 2006 году бюджет недополучил 14,7 млрд рублей вследствие снижения объемов производства спирта и ликероводочной продукции.
В течение 2007 года дважды переносился срок запуска ЕГАИС в автоматическом режиме – сначала с 1 февраля на 1 ноября 2007 г., а затем – на 1 июня 2008 года. Кроме того, в августе 2007 года ФГУП «НТЦ Атлас» было отстранено от участия в очередном конкурсе на выполнение работ по созданию программного обеспечения для ЕГАИС. Госконтракт на работы был передан фактическому заказчику системы – в ГНИВЦ ФНС России. Сумма контракта составила 362 млн рублей. Дальнейшая судьба действующей чуть более полутора лет ЕГАИС для алкогольной отрасли, на которую государство, по некоторым оценкам, потратило около 1,5 млрд рублей, будет зависеть от позиции налогового ведомства. Руководитель ФНС России считает необходимым сохранить ЕГАИС только как учетно-аналитическую систему.
|
|
9.2% |
5 |
Российское агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) |
за стойкое следование принципам невмешательства в процесс создания стандартов информатизации системы российского здравоохранения
Подробнее
Результаты проекта
В сентябре 2005 года приказом Ростехрегулирования (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) № 1135 от 02.03.2006 г на базе Федерального государственного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» (ЦНИИОИЗ) Росздрава (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию) был создан технический комитет №468 «Информатизация здоровья». Основной его задачей стало приведение в соответствие международным стандартам нормативных документов и стандартов РФ, то есть адаптация и внедрение в России международных стандартов и разработка собственных национальных стандартов в сфере информатизации здравоохранения.
Георгий Лебедев, заместитель директора ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава, являющийся также членом технического комитета №468, летом 2006 года заявлял, что в 2007 году «у нас обязательно будет создана система национальных стандартов, у нас будет система сертификации информационных технологий и система управления информационными технологиями». Годом позже, в октябре 2007 года, на круглом столе CNews «ИТ-модернизация здравоохранения: сегодня и завтра» он пообещал, что до конца 2007 года технический комитет 468 завершит подготовку и предложит для обсуждения четыре базовых стандарта, регулирующих информатизацию здравоохранения в России. На сегодняшний день ни один из этих стандартов на обсуждение так и не вынесен. Кроме того, на официальном сайте ЦНИИОИЗ нет никакого упоминания о деятельности технического комитета 468.
Комитет 468 не принимал участие и в обсуждении единственного принятого на сегодняшний день национального стандарта в области информатизации здравоохранения ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения», разработанного под эгидой «непрофильного» технического комитета 466 «Медицинские технологии».
|
|
3.2% |
6 |
Федеральное агентство по образованию |
за самую дорогую и разрекламированную реализацию портала, который в итоге не соответствует заявленным обещаниям / Школьный портал - единая стартовая страница
Подробнее
Результаты проекта
«Школьный портал» позиционировался как стартовая страница для всех школьных компьютеров России и, по замыслу его создателей, должен был предоставить учителям, ученикам и их родителям единую среду для общения, а также обеспечить безопасное информационное пространство для освоения школьниками всемирной паутины. Для реализации проекта был объявлен конкурс с предельной стоимостью бюджетного финансирования 15 млн рублей. Победителем тендера стала «Группа ИМА», с которой был заключен государственный контракт на сумму 13,95 млн рублей
Портал, торжественно представленный публике 21 декабря 2007 года министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, закрылся «на тестирование» через три дня после запуска. За первые три дня работы «Школьный портал» вызвал серьезную критику известных интернет-деятелей и, согласно официальной информации, сайт был переведен в режим тестирования «до второй декады января 2008 г». По неофициальным данным «школьный портал» сломался сразу после презентации министру. Результатом технологического сбоя стала безвозвратная потеря всех кодов сайта. По версии Минобрнауки РФ, именно по этой причине разработчикам пришлось вывесить на хостинг пилотную версию портала, которая была представлена общественности министром. По другой версии, одной из причин закрытия стала некорректная работа «детского» поискового модуля, который ограничивал бы возможности детей находить в интернете не предназначенную для них информацию.
28 января 2008 г. доработанный сайт открылся вновь. К середине марта 2008 года почта «Школьного портала» представляет собой стандартный почтовый сервис Mail.ru, но без новостей и рекламы. Поисковые запросы в интернете выполняются при помощи страницы edu.gogo.ru также разработанной Mail.ru, при этом в системе фильтрации нежелательного контента до сих пор существуют бреши. По состоянию на 11 марта 2008 года в разделе «Блогсфера» было представлено всего пять сообщений от трех авторов (ранее ссылка вела на сообщество «Школьный портал» Mail.ru). В настоящее время не доработан также и раздел «Каталог ресурсов» - в секторе для учеников присутствует большой объем узкоспециализированной информации, предназначенной для учителей.
|
|
18.8% |
7 |
Альфа-групп |
за черную пиар-компанию против сингапурского холдинга Temasek
Подробнее
Результаты проекта
Проникнуть на сотовый рынок Индонезии "Альфа-групп" решила путем вытеснения оттуда сингапурского холдинга Temasek. Ему принадлежат блокирующие пакеты акций двух крупнейших сотовых операторов Индонезии - Telkomsel и Indosat. Против сингапурцев в Индонезии началась серьезная пиар-кампания, профсоюзы и депутаты парламента обвинили их в монополизации индонезийского сотового рынка и поддержании высоких тарифов на связь. По утверждению местной прессы, за всей этой кампанией стоит именно "Альфа-групп".
|
|
1.3% |
8 |
Сотовый оператор МТС (лауреат) |
за нестабильную работу биллинговой системы и нежелание ее исправить
Подробнее
Результаты проекта
Компания МТС выиграла суд против своего абонента из г. Челябинска Сергея Семенова, обязав его выплатить задолженность в размере 240 тыс руб. Семенов приобрел сим-карту с тарифным планом "Джинс", и непрерывно сидел по ней три месяца в интернете. Примечательно, что у Семенова была еще и вторая сим-карта от МТС, на который он просидел в интернете около 30 тыс руб. Каким образом МТС позволила одному и тому же абоненту авансового тарифного плана дважды уйти в минус на столь круглые сумму, так и осталось не понятно
|
|
23.3% |
9 |
Пенсионный фонд Российской Федерации, IBM |
за непрозрачность проведения тендера на закупку компьютерного оборудования
Подробнее
Результаты проекта
Нецелевое использование бюджетных средств в размере 1 млрд руб., выделенных на закупку компьютерного оборудования для Пенсионного фонда России, до сих пор остается предметом расследования МВД. Дело началось с проверок в ПФР, обысков в российском представительстве IBM, в офисах крупнейших отечественных интеграторов, а также по месту жительства их руководства. По подозрению правоохранительных органов, руководство ПФР могло
вступить в преступный сговор с поставщиками. Стоимость поставляемого ими оборудования превышала рыночную в несколько раз. Расследование длится более года. За этот срок глава Пенсионного фонда лишился должности.
|
|
9.1% |